Режиссёр клипов – зачем он нужен? Отвечаем.

Как снять клип; в чем функции режиссера клипов и реклам; что такое сюжетные клипы.

КИНО-БЛОГ

erzerumtseva

11/4/20231 min read

Режиссёр клипов – зачем он нужен? Отвечаем.

Есть расхожее мнение, что режиссёр в клипах не нужен, потому что всё что нужно сделать это снять артиста как он красиво идёт, танцует, прыгает в разных локациях.

Действительно, 80% клипов выглядят для опытного, пронизывающего насквозь взгляда следующим образом:

Артист находится в студии, хорошо если выучил танец или связку, а если нет, то просто импровизирует перед камерой. Если выучил связку, то камера импровизирует перед артистом. Другими словами, никаких технических репетиций не было, никто не знает сколько по времени нужно снимать этот танец (только условно 1-2 часа, но нет понимания количества кадров), оператор его видео в лучшем случае заранее по видео в телефоне и случается в итоге «репортажная съёмка клипа» - что «натанцевали» – то вам и «наснимали». Благо у операторов есть пара приёмчиков по склейкам, какие они придумывают (Внимание !) на ходу – и по ходу дела. Для такой красоты существует даже термин «поливание камерой», это когда оператор не понимает, что ему делать и как снимать и не потому что он плохой и не профессиональный, а просто в силу отсутствия подготовки.

Бывает, что операторы готовятся (не все же такие, многие хотят развиваться), пишут съёмочные планы и продумывают раскадровку и монтажные переходы от одной локации к другой – такие клипы сильно выигрышнее смотрятся, но они также теряют главное – связующую нить, связующую идею и хоть какой-то смысл от происходящего. А на самом деле, в абсолютно любом проекте если бы подключился режиссёр, он бы нащупал эти смыслы, привнёс, добавил буквально несколько ключевых деталей, реквизита или сюжетного смысла, чтобы ОПРАВДАТЬ действие на экране и упорядочить, связать все детали воедино и снять классный клип на выходе.

При этом хороший режиссёр ещё и придумает сюжетообразующую деталь, которая повторится в нескольких местах в клипе/картине/проекте, чтобы зритель её не упустил и которая добавит сразу 10 уровней глубины и смысла происходящему. Порой 1-2 эпизодические роли помогут артисту проявить ту или иную задачу, чтобы нарисовался сюжет.

Другими словами, все точки сходятся воедино в голове и в умелых руках режиссёра постановщика. А если режиссёр ещё и автор сценария, то будьте уверены, что он или она на самом первом этапе создания концепции придумает всё максимально взаимосвязано. Как следствие, снять клип можно и без режиссера, но вопрос качества и желаемого выхлопа от этого проекта останется под большим вопросом.

Для многих людей из индустрии также будет интересно узнать о таком замечательном термине как «Реж-опер», что в сокращении означает «Режиссёр-оператор», и, как правило, именно операторы так себя и Величают, чтобы закрыть нужные функции и выиграть проект. К огромному сожалению, проекты как правило больше теряют от такого совместительства, чем приобретают просто потому что каким бы ни был профессионал, ему нужно либо в 2 раза больше времени, чтобы качественно соединить обе функции и проследить за всеми деталями и сюжетом на должном уровне качества, либо он проследит только за тем, чтобы корректно был выставлен свет, баланс белого, экспозиция и другие технические настройки камеры.

А теперь добавьте к этому организационные вопросы, которые могут возникнуть в случае малобюджетной съёмки, когда на площадке нет помощника или линейного продюсера, когда одновременно надо снимать и следить, чтобы грим второму герою сделали правильно и декорации подготовили в следующей точке съёмке и курьера встретили, который что-то привёз и ещё одного героя/актёра встретили где-то на улице. Этим не должен заниматься режиссёр тоже, но многие навешивают на него эту роль и потом удивляются почему всё так происходит "не быстро", "почему нельзя взять и снять?", "почему на 1 кадр тратится 1,5-2 часа?" На самом деле на сложные кадры даже при наличии всех членов группы на площадке легко может уйти от 40 мин. до часа. Просто представьте, что будет на площадке если снимать этот кадр за неимением 2-3 людей, выполняющих свои функции, но об этом лучше рассказать отдельно.

Другими словами, для качественного исполнения задачи по передаче смысла Режиссёру-оператору понадобится две смены вместо одной, что в денежном соотношении будет не сопоставимо с наймом отдельно стоящего режиссёра клипов или реклам (они схожи по техническому аспекту работы и умению рассказывать большой объём информации в условиях сжатого времени).

Даже на самом простом на первый взгляд интервью режиссер добавит кадры, которые передадут нужное состояние героя. Именно режиссёр своим взглядом-сканнером определит зажимы в теле у любого человека, а также поможет их нивелировать. Также и с актерами или моделями, это часто спасает ситуацию, которая может образоваться после съёмки, когда персонаж не нравится в кадре, а все потому, что никто не увидел, что его тело врёт и камера это считывает. Для того, чтобы это определить необходима тотальная концентрация на объекте съёмки, какую не могут себе позволить никто и, как вы уже поняли, операторы в том числе иначе они потеряют фокус, что-то выпадет из кадра или что-то произойдёт со светом.

В случае, если режиссер понимает, что человек в кадре не может исправить свое состояние, то принимается срочное решение изменения ракурсов и это Благо возможно «здесь и сейчас» на съёмочной площадке. Как следствие, это может спасти весь проект во избежание огромных трат на пересъёмку или вырезание смыслов, кадров, которые очень нужны. Тут также важно оговориться, что для подобного уровня чувствительности режиссера, он должен уметь снимать качественное игровое кино и разбираться в достойной актерской игре, замечая все штампы. Поэтому советуем вам перед выбором режиссера клипов или реклам ознакомиться с их игровыми работами. Общение на уровне их любимых фильмов мало чем поможет, хотя в некоторых случаях и этот пункт окажется весьма показательным если режиссер – любитель фильмов класса "В" (меинстрим, боевики, фильмы с "клиповым" типом монтажа".. фильм клип режиссер режиссер клипов

Как снять клип без режиссера и чем это чревато

съёмка клипов, снять клип, режиссер клипов
съёмка клипов, снять клип, режиссер клипов

Кто такой «Реж-опер» и может ли он снять клип как режиссер?

мифы о режиссере, чем занимается режиссер, функции режиссера
мифы о режиссере, чем занимается режиссер, функции режиссера
снять клип, как снять клип, режиссер клипов
снять клип, как снять клип, режиссер клипов

Мифы о работе и функциях режиссёра

У большинства людей, даже киноманов, часто мнение о функциях режиссёра (клипов и промо роликов в особенности) сводится к тому, что он «руководитель на площадке» и если попросить их перечислить функции, то можно услышать что-то из серии:

• Главный на площадке

• Руководит процессом

• Следит за порядком

• Следит, "наверное, ещё и чтобы все всё успели по графику"

• Работает с актёрами

По факту идёт перечисление администраторских функций линейного продюсера или второго режиссёра, который к творческому процессу не имеет никакого отношения, а исполняет функции связующего звена.

Также расхожее мнение, что за визуал отвечает оператор, то есть он делает раскадровку и снимает. Это так, но далеко не на 100%. Какое движение камеры будет, с какой стороны подлетит камера справа налево или сверху вниз, а также с какой на какую крупность это будет сделано определяет именно режиссёр. Также режиссёр следит за монтажностью всех кадров, но не будем забегать вперёд.

Правда о работе режиссёра клипов / фильмов / промо / реклам

Перечислим предыдущие функции с комментариями и дополнениями реальных.

  1. Главный на площадке

Авторитет и ответственность за съёмочный процесс режиссёр делит с главным продюсером, а продюсер является связующим звеном между режиссёром и клиентом/заказчиком. Более того, у клиента и у продюсера должен быть свой плэйбэк (экран), на котором они видят происходящее.

  1. Руководит процессом

Режиссёр сидит перед экраном и его заботит только качество отснятого материала в соответствии с раскадровкой и заявленным планом. Сюда входит построение кадров по световому рисунку, утверждение костюмов и декораций, утверждение реквизита, утверждение грима актёров, утверждение и выстраивание мизансцены (передвижений объектов), изменение траектории камеры, работа с крупностью кадра и монтажностью.

  1. Следит за порядком

Этим занимается кто угодно – помощник режиссёра, администратор площадки, продюсер, второй режиссёр, но только не сам режиссёр. У него абсолютно другие задачи.

  1. Следит за графиком (планом съёмки)

За этим следят продюсер и второй режиссёр и постоянно напоминают самому режиссёру в графике они или нет, а режиссёр всегда старается снять как можно лучше.

Работу режиссёра можно сравнить с работой художника. Которому за определённое количество времени необходимо написать картину – у него 2 часа на портрет, раскрасить её, добавить эмоции, 4 часа на пейзаж и так далее. Другими словами – максимально творческие задачи, в сочетании с пониманием техники, чтобы добиться нужного эффекта.

На этом примере каждому человеку станет понятно, что картину можно дописывать и дорисовывать бесконечно и именно за это платят режиссёру, чтобы он мастерски смог наполнить эмоциями кадр и передать всю атмосферу вымышленной реальности, донести её до сердец зрителей и сделать всё это в сжатые сроки. В отличие от художника, который пишет картины, у режиссёра каждый час стоит сотни тысяч рублей и ошибки также измеряются сотнями тысяч рублей.

Что касается игровых работ, одной из сложнейших задач это сохранить конгруэнтность (сквозное действие) и верное развитие каждого персонажа через длительный хронометраж.

  1. Держит в голове всю структуру проекта - тему и задачи

Это номер один функция режиссёра следить, чтобы задумка воплощалась благодаря тени, свету, ракурсу, музыке, деталям которые показываются или наоборот не показываются на экране. Длительность плана – в качественной режиссуре нет понятия как часто в дешёвых сериалах – «показываем того, кто говорит».

  1. Ответственный за эмоции и впечатления (Конечный результат)

Режиссёр максимально использует тончайшие знания драматургии, чтобы транслировать зрителю то, о чём молчат герои, чтобы выразить их состояние, которое они скрывают даже от самих себя и их истинные желания вопреки их действиям и словам. Всё как в жизни)

Например, темный фон или светлый фон, глубокие тени или солнечный свет, искусственный свет или мигающая лампочка – всё подбирается в зависимости от настроения атмосферы для каждой сцены, а не случайно и потому что так «удобно». режиссер клипов

  1. Цвета и фактуры – художественная часть

Режиссёр подобно художнику (и совместно с художником-постановщиком и оператором-постановщиком) выбирает цвет, в который будет окрашены не только элементы декора, одежды и реквизита, но ещё следит, чтобы каждая цветовая гамма в одном кадре перекликалась с другими сценами (и между локациями). Помимо этого часто у каждого главного героя своя цветовая гамма, а весь фильм/картина/проект/клип выполнен в одной. Также в качественных картинах присутствует развитие цветовой гаммы под стать изменениям психологическому состоянию персонажей.

  1. Звуковые эффекты

Пример развития цветовой палитры в фильме «Ла Ла Ленд» (каждому персонажу назначен свой цвет и должна соблюдаться гармония, которая создаётся при поиске локаций, отбора элементов декора и одежды, а также на этапе цветокоррекции)

  1. Движения камеры

Движения камеры и ракурсы в сочетании со световым рисунком определяют драматургию камеры, которую совместно с оператором-постановщиком разрабатывает режиссёр и следит за тем, чтобы всё работало на идею/тему/посыл зрителю, а не просто ради крутого эффекта и «зигзага». Более того, если обычный зритель отвлекается на слишком гармоничную картину или движение камеры или монтаж, думает о том, какой оператор молодец, значит, оператор не молодец, а перетянул одеяло на себя. Самым удачным монтажом и операторской работой можно назвать только те, которые «не бросаются в глаза» и не отвлекают от действия на экране.

Помимо этого оператор с режиссёром заранее рисуют схему движения камеры, геометрию персонажей внутри локации и определяют склейки и переходы от одного кадра к другому и между сценами.

  1. Философский смысл

Как правило хорошие режиссеры не только психологи, но еще и философы, драматурги и художники-символисты, которые знают, что нужно снять, на какой крупности и в какой последовательности, при каких обстоятельствах, чтобы вызвать определенные мысли и чувства у зрителей. Как выделить главное из огромного количества вариантов и не отвлечь от этого главного зрителя в случае если что-то другое перетянет его/её внимание в кадре или в сцене.

  1. Ритм и монтажность

Помимо всего прочего одной из сложнейших задач режиссёра является внешний ритм сцены и ритм внутреннего переживания героев. Как правило, в качественном кино они противоположны одновременно. Более того, режиссер пристально следит за столкновением интересов героев, т.к. именно это зрелище притягивает зрителей.

Чаще всего хореографы ставят эффектные связки по противоборству, соперничеству и так далее, но именно режиссёр добавит крупицы на уровне кончиков пальцев, цепляющихся за одежду, канат или напряжённые ноги - что угодно, что будет показано крупно на камере и специально усилено для передачи эмоции. Именно поэтому режиссер является связующим передатчиком смыслов, которые он получает от всех членов съёмочной группы.

Режиссер своего рода дирижер, и даже больше..

И в завершение этого обзора функций, можно подытожить, что функции у режиссёра схожи с дирижёром. Правда, как выяснилось на практике, многие люди не понимают для чего нужен дирижер оркестра. На самом деле всё просто – не смотря на то, что каждый музыкант играет по своим нотам, он не в состоянии слышать всей музыки и охватить все нюансы происходящего на сцене во время живого исполнения даже в силу того, что он сидит в одной точке, из которой не слышно в равной степени одинаково каждый инструмент. По этой же причине оркестру нужна помощь дирижера, чтобы понимать когда вступать, когда сделать паузу, где «поднажать» и так далее.

У режиссера такие же функции за исключением того, что он еще и подбирает инструменты, не довольствуясь готовым арсеналом. Инструментов и средств выразительности у режиссера сильно больше, т.к. ему или ей подвластен не только музыкальный пласт, а весь аудиовизуальный ряд и энергия, которая создаётся от всех взаимосвязей. К слову говоря, в игровых работах режиссер подбирает музыкальные инструменты под стать настроению или атмосфере картины и ставит задачу композитору какие нужно использовать для того, чтобы вызвать те или иные ощущения. Согласитесь, что флейта, фортепиано и разные виды струнных – каждое несёт свою уникальную волну и настроение, какие также оставляет за собой право выбрать режиссер.

Кино-клипы или сюжетные клипы | Режиссеры русских клипов

Всё чаще можно заметить, как на экранах появляются очень осмысленные и глубокие по содержанию клипы, в которых визуализируется сценарий, близкий к короткометражному кино. Именно такие клипы вызывают особенный интерес у зрителей и, как вы уже догадываетесь, с ними поработал режиссер клипов. Правда, часто можно встретить еще такое расхожее название как «режиссер песни» или «клипмейкер». Честно сказать, «клипмейкер» это ближе к термину «реж-опер» или «видеограф» - сочетание всех функций в одном человеке. «Режиссер песни» - это вообще про другое.

Подборку кинематографичных клипов (Российских и Зарубежных) вместе с отзывами зрителей можно посмотреть в этой статье.

Возвращаемся к сюжетным клипам, снятым по законам кино. Ещё одной особенностью таких по истине умных клипов является то, что они не снимаются по принципу «что пою, то и вижу на экране». Скорее наоборот, в таких клипах вы встретите совершенно другие смыслы, которые будут передавать атмосферу и суть стихов и музыки на более глубоком уровне. Скорее вы даже удивитесь, что история и музыка работают друг на друга, дополняя и сливаясь, создавая что-то третье.

Многие знают, что снять короткую и качественную историю сильно сложнее, чем длинную, потому что попусту не хватает времени, чтобы заявить о персонаже, рассказать о его главных чертах, обозначить проблему или препятствие, с которым он или она столкнулись, показать трагедию и градус переживания, значимость и потом провести по драматургическому склону в пропасть или на гору к кульминации.

Качественная сцена в короткометражном или любом другом игровом кино как правило длится 8-15 минут. Если мы говорим о качественном раскрытии характера персонажа для знакомства со зрителем, то это занимает в кино и сериалах первые 30 минут. Мы ведь не хотим карикатурно показать, что это какой-то человек среднестатистического порядка так как именно по этой причине безликости зритель и не будет сопереживать ему даже если он или она попадут в беду.

Драматурги вывели формулу, по которой зритель влюбляется в персонажа, начинает с ним себя ассоциировать и только тогда сочувствует ему, когда с ним что-то случается.

Именно поэтому вывести зрителя в короткометражном кино (средняя длительность считается от 10 до 30 минут) и уж тем более в музыкальном клипе за 3-4 минуты это фантастически сложно, хоть и возможно.

Для всех заинтересованных в сюжетных роликах важно понимать, что они требуют особенно длительной подготовки (2-3+ недели) с момента написания сценария, но они, безусловно, того стоят.

***

И еще одна приятная новость для всех, кто дочитал до конца. Вы сейчас уже находитесь на сайте продакшена, который специализируется именно на таких сюжетных клипах. Основатели CINE LINE PRODUCTION – режиссёр и автор сценариев (Юлиана Эрзерумцева) вместе с оператором-постановщиком (Кирилл Егоров) точно знают, что такое качественная драматургия и слаженно работают вместе, понимая друг друга с полу-слова, а порой даже беспардонно читая мысли друг друга). Поэтому вы не удивитесь когда увидите большое количество наград, включая BEST MUSIC VIDEO в Лондоне.

Если вам интересно разработать сценарий продуманного сюжетного клипа - мы ждём вашу песню и пожелания, на чем вам хотелось бы сделать упор. Также важно понимать, что для реализации сюжетного клипа в среднем потребуется 3 съёмочные смены и репетиции. Если вас это не останавливает и вы готовы попробовать, то давайте знакомиться.

съемка клипов, как снять клип
съемка клипов, как снять клип

Если вы думаете, что вы услышали, как машина или трактор на заднем плане проехали случайно, как вороны закаркали или что-то скрипнуло на полу – то знайте, что в 98% это было задумано и добавлено искусственно (часто во время монтажа).