'Старикам тут не место' или.. Русским?

Режиссерская рецензия картины Итана Коэна

КИНО-БЛОГ

erzerumtseva

4/24/20221 min read

В первую очередь, фильм богат на режиссёрские ходы - как фирменные, так и адаптированные из других картин. Номер один фирменный это прежде всего верхний ракурс супер дальнего плана по типу как в картине Итана Коэна "Фарго", где объекты располагаются будто на шахматной доске.

И ниже кадры из "Русским здесь не место", ой, простите я имела ввиду "Старикам тут не место".

режиссёрский разбор фильма старикам тут не место
режиссёрский разбор фильма старикам тут не место

Также можно сразу заметить, что в целом камера беспристрастна и редко повествует от лица героя и вовлекается в события целиком. Этому служит и плавность этого главенствующего ока благодаря штативу и долли. При первом просмотре съемка с рук не была даже замечена, хотя она характерна для экшена и экшен сцен. Касательно сценария и развития сюжета, он размеренно накаляет обстановку, но ровно до кульминации с убийством главного протагониста и тогда ритм размеренный превращается в усыпляющий и медленно катит нетерпеливого зрителя в сторону открытого финала. Такие как я, не выносящие медитативные ритмы Тарковского, уже начинают раздражаться и переключать внимание на технические детали.

В целом концовка жизненная, хоть и совершенно не оправдывает ожиданий. Из плюсов можно отметить невероятную точность во всех «боевых» сценах, например шторка в ванне, чтобы прикрыться от крови во время убийства, отсутствие ботинок, целая история с носками и подошвой, которая становится дополняющим повествующим элементом, через который мы не только понимаем педантизм и аккуратность антагониста, но и его характер и результат. Под результатом здесь понимается финальный эпизод с девушкой/женой протагониста и антагонистом.

Именно благодаря ботинкам мы и понимаем что произошло потом, будучи снаружи дома, хотя ждем звуков, криков, реакции мальчиков, проезжающих на велосипеде. Правда, именно эти мальчики дали мне отсылку к польскому режиссеру Кшиштофу Кесьлёвскому, где парень играл с шариком в картине "Три цвета: Синий". Там смерть и удача пришли одновременно.

старикам тут не место разбор
старикам тут не место разбор
старикам тут не место разбор
старикам тут не место разбор

И потом филигранная режиссерская работа по демонстрации факта убийства через осмотр подошвы. Очень высокий уровень наверняка связан с тем, что у Коэна или сценариста был прекрасный консультант из армии или спецназа.

Отсутствие музыки погружает в ещё большее напряжение и саму реальность в постоянном саспенсе. Мы слышим только еле заметные SFX подзвучивающие маленькие акценты в отличие от громких и явных SFX у того же Люка Бессона или других меинстримовских фильмов и практически сливающиеся с обычными звуками.

Реалистичность действия достигнута благодаря звукам и ракурсам съемки которая в какой-то момент выбирает одного героя и следует за ним подобно компьютерной игре, как в сцене ранения антагониста когда камера следует за героем и оставляет нам очень классный крючок не показывая результат перестрелки - кто ранен, что случилось. Это ещё один небольшой приёмчик помогающий удержать внимание в таком заунывном ритме развития событий.

И, в довершение похвал креативности необходимо отдельно отметить главное оружие в виде баллона со сжатым воздухом. Это отдельная находка и отличительная незабываемая черта фильма. Теперь каждый зритель при виде баллона со сжатым воздухом который несут и снимают нижним ракурсом будет задумываться - а не оружие ли это из фильма «Старикам тут не место» или нет?

Что касается другого яркого режиссерского хода, который придется по вкусу - это ОЧЕНЬ яркий пример растянутого времени в сцене героя с собакой, когда он первый выбрался на берег и очень долго заряжает пистолет и разбирается с ним. Пистолет новый, он не привык с ним обращаться, он ранен, много плыл, собака в реальности его загрызла бы уже раз 30, не говоря уже о том, что она догнала бы его в воде во время заплыва. Но именно тут магия кино сработала на сценарий и зрелищность за счет частой смены кадров с собаки и героя отдельно и разумеется на разной крупности и небольшой вариативностью движения камеры. Благодаря этому достигается максимальное напряжение и длительный саспенс. В конце выстрел в собаку выполнен в одном кадре с героем и конечно-же максимально краток, чтобы не выдать «чучело» или спец эффект, а произвести сцену одного мгновения за счет увеличенной на монтаже скорости впридачу)

А теперь главная личная претензия к фильму, которая уже сквозит из названия.

Кто главные враги на самом деле? Молодые психопаты или же = просто "Русские?"

С первого же взгляда на действительно хорошо продуманного анти-героя, который выбивается поведением, фриковатостью, дикарством, он напомнил мне сдержанного русского молчаливого мужика, не приветливого конечно-же и безэмоционального. Анализируя благодаря усыпляющему ритму фильма далее стало совсем очевидно и по причёске с пробором и чертам лица, списанным с Гоголя (!). Ну конечно-же, для американцев что русский, что украинец, что грузин, что армянин - это одно и тоже, как и китаец или кореец. Помимо этого интеллигентная внешность и педантичность создают двоякое отталкивающее впечатление и особенно ярко воспринимаются весной 2022 года. Ну что ж, американцы - молодцы, пропаганда сработала отлично и вроде как "ненавязчиво" для западного зрителя капнула ему в подсознание так, чтобы при виде старомодной прически нашей интеллигенции тех времен у них сработала ассоциация с реакцией отвращения.

Ну что ж нам тогда, русским, остаётся? Снимать правду я считаю и не взирать на запад.

Спасибо, что дошли до конца) Возможно, вам также будет интересно почитать мой свежий разбор про рекламы и кино язык - "Самая продающая реклама снимается по законам Кино"

рецензия на фильм старикам тут не место
рецензия на фильм старикам тут не место